На первый взгляд, все рюкзаки похожи друг на друг – этакий баул с лямками для переноса груза на спине. Отличаются лишь размерами, количеством карманов, цветом. На самом деле, конструкция хорошего рюкзак достаточна сложна и разнообразна. И все плюсы и минусы той или иной конструкции можно ощутить в походе буквально на себе. Поэтому, прежде чем приобретать рюкзак, следует разобраться – к чему все эти сложности и на какие особенности рюкзака следует обратить внимание прежде всего.
Объем рюкзака
Первое, что, как правило, бросается в глаза при выборе рюкзака – его размеры. Или, правильнее, объем рюкзака, который измеряется в литрах. Величина его обычно вышита цифрами на клапане или нижнем входе.
Выбор объема зависит, прежде всего, от длительности похода – чем он длиннее, тем и рюкзак должен быть объемнее, ведь вещей придется брать больше.
Рекомендуемые объемы рюкзака:
— Для походов выходного дня достаточно будет рюкзака 40-50 литров. Такие же рюкзаки берут и для восхождений, так как основные вещи остаются в лагере.
— Для длительных пеших походов выбирают рюкзаки объемом 80-120 литров для мужчин и 60-80 литров для женщин.
— Для водных, лыжных походов понадобятся большие рюкзаки, объемом 90-130 литров. Ведь помимо вещей, придется нести еще и инвентарь, да и самих вещей гораздо больше.
Выбирая рюкзак, лучше взять объем побольше, так как его всегда можно утянуть до нужного размера с помощью стяжек. А если объема, все же, не хватит, придется воспользоваться дополнительными подсумками. Для этого на рюкзаке должна быть предусмотрена система крепления MOLLE.
Конструкция рюкзака
По конструкции рюкзаки делятся на три типа: мягкие, анатомические и станковые.
Мягкие рюкзаки. Обычный тканевой мешок с карманами и лямкам. Основное преимущество такого рюкзака – небольшой вес, до 1 кг, так как отсутствуют какие-либо утяжеляющие конструктивные элементы. Такие рюкзаки хорошо подходят для переноски груза небольшого веса и объема, для непродолжительных походов. Владельцу обязательно надо помнить, что комфорт при переноске вещей в таком рюкзаке зависит от правильной укладки вещей, так как именно этим и достигается жесткость. Неравномерное распределение груза может сильно повлиять на удобство при переноске и выносливость туриста. Объем таких рюкзаков, как правило, небольшой – до 45 литров.
Анатомические, или каркасные рюкзаки. В спине таких рюкзаков имеются вертикальные вставки. Как правило, это легкие трубки или шины из металла или пластика. Именно они придают жесткость, что позволяет рюкзаку держать форму, а также помогает распределять вес. В таком рюкзаке достаточно удобно переносить груз, поэтому размеры могут быть большие – до 120 литров. Кроме того, такие рюкзаки часто имеют дополнительные карманы, стропы, петли, что позволяет подвешивать дополнительные подсумки, увеличивающие полезный объем рюкзака, крепить палатку или, например, трекинговые палки. Недаром этот тип рюкзаков является самым распространенным у туристов.
Станковые рюкзаки. Главная особенность этих рюкзаков – жесткая рама, сделанная из алюминия, металла или углепластика. Такой каркас хорошо держит форму, а также равномерно распределяет вес груза по спине, бедрам носильщика. При этом, не важно, какой груз переносится, в каком порядке он уложен в рюкзаке. Вес его распределен будет равномерно, что позволяет туристу идти длительное время с прямой спиной. Такой рюкзак незаменим при переноске тяжелых и негабаритных вещей на длительные расстояния. С помощью системы крепежей к рюкзаку можно прикрепить дополнительный груз, например, канистру с водой или еще один рюкзак. Конечно, жесткая рама увеличивает вес самого рюкзака, который может достигать 3.5 кг, но при этом делает переноску груза более комфортной и безопасной для здоровья, так как не вредит осанке.
Материал рюкзака
Уже редко можно встретить рюкзаки из брезента или палаточной ткани. 90% современных рюкзаков сшиты из современных материалов, наиболее популярны из которых 3: авизент, оксфорд и кордура.
Авизент - ткань российского производства, еще известна как авиационный брезент. Разрабатывалась для нужд армии для замены обычного брезента. Это толстая капроновая ткань с очень плотным переплетением нитей, часто – с акриловой водоотталкивающей пропиткой. Ткань на вид стеклянистая, гладкая, блестящая. Отличатся великолепной прочностью на разрыв, морозоустойчивостью и небольшим весом. А также, небольшой ценой.
Из недостатков стоит отметить то, что в случае образования дыры края ее осыпаются и ткань может поползти, поэтому края необходимо тут же оплавить. Если ткань не имеет пропитки – то она пропускает воду. Да и по внешнему виду она уступает другим, более дорогим современным тканям.
Оксфорд (Oxford) – используется для рюкзаков среднего ценового диапазона. Она тоньше и легче, чем авизент, а кроме того, имеет более привлекательный внешний вид. Представляет собой нейлоновое полотно со специальным покрытием с внутренней стороны, которое обеспечивает водонепроницаемость изделия.
Отличается ткань особым плетением - «рогожка». При таком переплетении волокон полотно как бы состоит из рельефных квадратов, расположенных в шахматном порядке. Плотность материала зависит от толщины используемых нитей и измеряется в DEN (обозначается D). Обычно это число составляет от 150 до 1600. Чем выше это число, тем толще нити и плотнее ткань. Наиболее популярны для изготовления туристического снаряжения ткани с маркировкой Oxford 210D, 420D и 840D. Если в маркировке присутствует дополнительное буквенное обозначение, это говорит о том, что ткань пропитана. Аббревиатура PVC обозначает, что поливинилхлоридом, а PU, что полиуретановым составом.
Кордура (сordura) — разработана компанией Dupont по заказу военного ведомства США. Как и оксфорд, является нейлоновым полотном, но более плотным и тяжелым. Полиамидные нити имеют разную толщину. Сложенные в несколько раз и скрученные, они приобретают повышенную прочность. Благодаря особому переплетению нитей, прочность увеличивается еще более, ткань хорошо удерживает защитные пропитки, при этом, сохраняя способность к газообмену. Плотность волокон составляет 100-1000 ден, что указывается на маркировке. Чем значение выше, тем ткань толще и прочнее.
Кордура является самой прочной тканью с хорошей устойчивостью к истиранию. Она не боится проколов и порезов, края не секутся. Благодаря многослойной пропитке, обладает хорошими водоотталкивающими свойствами – вода с ее поверхности просто скатывается шариками. Ткань не гниет.
Но есть и отрицательные моменты. Ткань достаточно тяжелая и жесткая. При ходьбе она шуршит, поэтому не подходит, например, охотникам. Уже при -10 ⁰С ткань начинает твердеть, поэтому для походов в зимнее время также не подходит. И, конечно, цена. Из рюкзачных тканей – это самый дорогой материал.
Цвет рюкзака
При выборе рюкзака стоит также обращать внимание на его цвет. Конечно, для охотников рюкзак нужен «незаметный». Для них, в зависимости от типа местности, подойдут рюкзаки таких цветов, как хаки, оливковый или вариант камуфляжной расцветки.
Для любителей путешествовать «дикарем», экстремалов, альпинистов предпочтительны яркие жизнерадостные цвета. И не только потому, что яркий цвет поднимает настроение. Для этих категорий путешественников существует достаточно большой риск заблудиться, получить травму, попасть в иную сложную ситуацию. В этих случаях спасателям гораздо легче найти попавшего в беду туриста по какому-либо яркому пятну экипировки, например, красному или ярко голубому рюкзаку.
Система подвески
Подвесная система рюкзака состоит из спинки, поясного ремня и лямок. От того, какой системой будет оснащен ваш рюкзак, насколько правильно она подобрана, будет зависеть комфортность передвижения с грузом, выносливость туриста. При выборе подвесной системы надо ориентироваться на длительность похода и переносимый вес.
Спина. У рюкзаков объемом 30-50 литров в спине имеется пластиковая вставка по всей ширине спины рюкзака. Пластина придает упругость рюкзаку и спинка не деформируется при большом наполнении рюкзака.
Рюкзаки объемом более 50 литров для придания жесткости спинной части должны иметь специальный каркас, который поможет переносить груз без вреда для позвоночника. Состоит он, как правило, из двух упругих пластин или трубок, расположенных параллельно или в виде букв «Х» или «V». Изготавливается конструкция из жесткого пластика или алюминия. Благодаря этой конструкции, основная нагрузка перемещается с позвоночника на тазовую область. Очень важно, чтобы спинка регулировалась в соответствие с ростом человека, иначе основная нагрузка ляжет на плечи и позвоночник.
Чтобы пластины не натирали спину туриста, должна быть предусмотрена подушка. А так как подушка плотно прилегает к спине при ходьбе, важно, чтобы она имела систему вентиляции. У трекинговых рюкзаков в набивке спинке делаются специальные желобки. Изготавливается спинка рюкзака из хорошо вентилируемой сетчатой ткани или ткани типа велюр («Air Mesh», «Air flow»). Эти ткани позволяют спине дышать, а также, они быстро сохнут.
У станковых рюкзаков подвесной каркас представляет собой наружную металлическую раму, к которой крепится рюкзак. Рама отделяет рюкзак от спины и переносит нагрузку с плеч на бедра.
Пояс. Эта деталь рюкзака, при правильно конструкции, позволяю переносить до 70% груза с плеч на область таза. Если же основной вес груза будет приходиться на плечи, то неизбежно возникнет компрессия позвоночника, начнутся боли в спине и усталость организма. Помимо этого, пояс фиксирует рюкзак, не давая ему болтаться и «елозить» по спине.
Пояс с внешней стороны должен быть жестким, хорошо держать форму, а с внутренней – мягким, чтобы плотное прилегание к телу было комфортным. Поэтому изнутри пояс имеет широкие и мягкие подушки. В хорошем рюкзаке они чуть изогнутой формы. Толщина пояса должна быть 8-12 мм, и ширина не менее 10 см. Чем больше переносимы груз – тем больше ширина пояса. Надо следить также за тем, чтобы пояс хорошо держал форму и не сминался.
На широком поясном ремне часто имеются небольшие кармашки для нужных мелочей: денег, ключей, телефона. Пряжка на ремне должна быть большая, на широкой стропе. Она должна легко расстегиваться, чтобы при необходимости можно было мгновенно снять рюкзак.
Лямки. Именно лямки отвечают за удобство ношения рюкзака. Оптимальной шириной для среднего человека является 6-7 сантиметров. Более узкие лямки будут врезаться в плечи, а широкие – в шею. Лямки должны иметь мягкие наплечные накладки, с внутренней стороны сшиты из мягкой, приятной на ощупь ткани. У хорошего рюкзака форма лямок должна быть S-образно выгнутой. Такие лямки лучше лежат, не стесняют движение, не стремятся соскользнуть с плеча. Лямки сужаются к низу и заканчиваются стропами, которые должны быть достаточно длинными, чтобы регулировать высоту лямок под рост конкретного человека. Крепятся лямки к спинке или при помощи сдвоенной «липучки», или пряжками.
Важно, чтобы лямки имели грудную стяжку, которая обычно крепится на замок типа «фастекс». Стяжка фиксирует плечевые ремни, чтобы они не разъезжались, нагрузка при этом распределяется более правильно, а плечи разгружаются.
Важные мелочи
Мы рассмотрели основные элементы качественного рюкзака, от которых зависит не только комфортность, но, зачастую, и здоровье путешественника. При выборе рюкзака следует обратить внимание на пусть менее значимые, но также важные элементы, которые могут вам пригодиться в путешествии, или, наоборот, будут бесполезны.
Наличие карманов. Обычно в них хранится всякая мелочевка, предметы первой необходимости и то, что забыли своевременно сложить внутрь и запихивают в последний момент. Считается, что чем их больше, тем лучше. Но многие бывалые туристы предпочитают отказаться от наружных карманов, а при необходимости использовать пристегивающую конструкцию. Например, несколько подсумков, которые крепятся к рюкзаку с помощью системы MOLLE. Их можно пристегнуть или отстегнуть, когда они не нужны или надо уменьшить объем рюкзака при прохождении, например, через заросли. Но с другой стороны, навесные подсумки выпирают больше, чем пришитые карманы.
Клапан. Сверху рюкзак закрывается клапаном. Он служит не только для сохранности содержимого рюкзака, но и сам может служить дополнительным карманом, причем, достаточно вместительным – до 10 литров объема.
Наличие «подвала». Это отдельный отсек в нижней части рюкзака. Используется в основном для хранения спальника, мокрой палатки, обуви.
Фурнитура. Пряжки, молнии, регуляторы, конечно, должны быть прочными и удобными для использования. Чтобы не остаться без пряжки или замка из-за их внезапной поломки, желательно в поход брать с собой запасной набор. Поэтому, фурнитура должна быть стандартной.
Ручка для переноски. Нужна, в основном, для загрузки рюкзака в транспорт.
Боковые стяжки. Помогают регулировать объем рюкзака.
Наличие внешней системы подвески. Это петли и стропы, за которые можно прикрепить к рюкзаку свернутые тент или палатку, лыжи и другое снаряжение.
Хороший туристический рюкзак не может стоить дешево. Да и служить он будет не один сезон. Поэтому, при выборе рюкзака рассмотрите каждую мелочь и подумайте еще раз, какие из элементов конструкции для вас действительно важны. И если уж брать действительно хороший рюкзак, прочный, удобный, надежный, то лучше брать от известных производителей, таких, как Tatonka (Германия), Tasmanian Tiger (Германия), Tactical Pro (Россия), Kiwidition (Новая Зеландия).
(c) Cekatop.ru